Главная » 2014 » Декабрь » 22 » Декретом — по труду
19:00 Декретом — по труду | |
Трудовые отношения "построили". С нового года трудовые отношения в Беларуси будут строиться по-новому — по Декрету № 5 "Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций". С 1 января уволить работника можно будет за три с половиной часа прогула. Дождались обещанного. О намерениях подписать "жесткий" документ об усилении ответственности работников Александр Лукашенко впервые заявил во время ежегодного обращения к народу и Национальному собранию еще 22 апреля. "Этим декретом будет введено обязательное согласование местной властью любого должностного перемещения руководителей, заместителей и главных специалистов всех предприятий - и государственных, и частных. Подчеркиваю, без исключения, пусть частники меня услышат, их это будет касаться напрямую", - пояснил тогда свою идею президент. После этого он неоднократно возвращался к данному вопросу, обещая подписать соответствующий декрет "очень скоро". Но, вероятно, понимая, что он может вызвать определенное недовольство трудящихся масс, дотянул с его выходом не просто до конца года, а дождался удачного момента, совпавшего со стремительно нарастающим кризисом в России и упорными слухами о девальвации внутри нашей страны. Таким образом, выход декрета не только утонул в насущных проблемах простых граждан, но и оказался "на злобу дня". Сегодня он выглядит как подготовка к возможному возвращению тех белорусских граждан, которые три года назад потянулись после нашей девальвации в Россию "за длинным рублем", а теперь, после резкого сокращения его "длины", вполне могут вернуться домой. Так как в настоящий момент белорусская экономика ничем не лучше российской в плане перспектив затяжной стагнации, то появление на рынке труда десятков, а то и сотен тысяч работоспособных граждан может вызвать определенные перекосы. Декрет как раз и позволяет расчистить места для самых активных и работящих за счет устранения "балласта" с предприятий из-за значительно упростившейся процедуры увольнения. Дамоклов меч. И все же появившаяся вдруг (и не совсем кстати) возможность вернуть назад уехавших на заработки в Россию гастарбайтеров, безусловно, не главная цель Декрета № 5. Основная задача такова: заставить всех работающих - снизу доверху и от госучреждений до частных предприятий - в год выборов терпеть и держаться всеми силами за свое место работы, невзирая на снижение зарплат и премий, так как над каждым работником и, что немаловажно, над любым руководителем подвесили дамоклов меч увольнения. "Остроту" мечу добавляет расплывчатое определение одного "из основных критериев оценки работы руководителей организаций государственной и частной форм собственности", под которым подразумевается обеспечение "производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, содержания производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений". При этом под производственно-технологической дисциплиной для целей декрета подразумевается соблюдение установленных технологических регламентов и нормативов при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), требований производственного процесса, технологии изготовления продукции, а также обеспечение требований по рациональному использованию сырья, материальных и человеческих ресурсов. "Рациональное" же использование человеческих ресурсов регулируется новым порядком увольнения сотрудников, а также возможностями по его депремированию (сроком до 12 месяцев) и по изменению существенных условий труда уже через неделю после предупреждения об этом. Дискредитирующие проступки. Что касается увольнений, то контракт с работником можно расторгнуть сразу, если нарушение им производственно-технологической дисциплины привело к ущербу в размере 3 среднемесячных окладов работников в РБ, - в день увольнения нужно лишь уведомить об этом профсоюз. Причиной такого увольнения будет считаться грубое нарушение трудовых обязанностей. Гораздо шире перечень деяний, за которые можно расторгнуть контракт с работником по дискредитирующим обстоятельствам. Здесь не только однократное появление на работе в состоянии алкогольного опьянения, хищение, нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть, но и однократное отсутствие на рабочем месте более трех часов в течение одного трудового дня (прогул). Кроме того, дискредитирующими обстоятельствами являются: совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы; направление работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий; разглашение коммерческой тайны работником, имеющим к ней доступ, и др. Данное расширение полномочий по увольнению подчиненных "карается" в декрете усилением ответственности самих руководителей. Так, для них грубым нарушением также будут считаться необеспечение производственно-технологической дисциплины, сокрытие основания увольнения работника при его наличии и, конечно же, "иные противоправные действия (бездействие) руководителя организации, установленные законодательными актами". Кроме того, к дискредитирующим обстоятельствам добавляются нарушение руководителем организации без уважительных причин порядка и сроков выплаты зарплаты и пособий; неоднократное (два раза и более в течение шести месяцев) нарушение порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц или неправомерный отказ в рассмотрении такого обращения; сокрытие фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения и др. Для государственных служащих есть дополнительные дискредитирующие обстоятельства. Например, это может быть несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой, или разглашение сведений, составляющих государственные секреты, или невыполнение взятых на себя письменных обязательств в рамках борьбы с коррупцией, ну или совершение проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе. И это неполный список. Впрочем, зачем нужно еще что-то, если можно ограничиться проступком, не совместимым с госслужбой? Но запросто за дискредитирующие проступки наниматель расторгнуть контракт все же не сможет. Он должен сначала провести проверку, запросить письменные объяснения работника и оформить дискредитирующие деяния актом (служебной запиской) и хранить эти документы в течение пяти лет. При этом применить меры дисциплинарной ответственности в отношении сотрудника или руководителя предприятия (как государственного, так и частного) непосредственные руководители могут не только по собственной воле, но и по предписанию вышестоящего государственного органа, уполномоченного контролирующего органа либо облисполкома или Мингорисполкома, если предприятие, в том числе частное, находится на данной территории. Возвращение характеристики. Еще один раздел декрета посвящен последующему трудоустройству дискредитировавших себя простых работников и руководителей. В течение 5 лет их нельзя назначать на должности, включенные в кадровые реестры президента, Совмина, облисполкомов и Мингорисполкома, райисполкомов, горисполкомов (городов областного подчинения), местных администраций районов в городах. На другие руководящие должности (в том числе и в частные компании) их назначать можно даже в течение 5 лет с момента увольнения, но только по согласованию с председателем исполкома, на территории которого расположена данная организация либо ее соответствующее структурное подразделение. Порядок согласования определит Совмин. Отказ председателя исполкома в согласовании назначения лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящую должность может быть обжалован в трехмесячный срок. Но не в суд, а в Администрацию президента. Ну и конечно, президент в отдельных случаях может определять "иной порядок назначения на руководящие должности". При согласовании назначения на должность уволенного по дискредитирующим обстоятельствам работника нужно также запрашивать его характеристику со всех мест работы за 5 лет. Впрочем, характеристику теперь при приеме на работу можно требовать всегда. Ее обязаны выдать на предыдущем месте работы в течение 5 дней. Если кто-то нарушил все эти правила согласования при приеме на работу или не выдал кому-то характеристику вовремя, то такого руководителя также можно и нужно наказать вплоть до увольнения за нарушение трудовых обязанностей. Стимулы - из прибыли. Ко всей этой пирамиде дискредитирующих деяний, обязанностей и ответственности в декрете прилагается всего один "пряник". Локальными нормативными актами или решением собственника позволено тем работникам, которые не допускают нарушения производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, устанавливать дополнительные выплаты стимулирующего характера без ограничения, но за счет прибыли или средств от приносящей доходы деятельности и только после уплаты обязательных платежей в бюджет. Где предприятиям взять эту прибыль, в декрете, конечно же, не указано. Очевидно лишь, что из-под палки работники вряд ли будут работать лучше. Скорее, будут находиться на рабочих местах от звонка до звонка, стараясь работать по минимуму, чтобы ничего не поломать и не нарушить какой-нибудь техпроцесс. Ясно и то, что широкомасштабных увольнений после начала действия декрета ждать также не следует, работать и руководить ведь кому-то все же надо. Поэтому целью декрета, скорее, является банальное устрашение, а не наведение порядка на рынке труда. | |
|
Всего комментариев: 0 | |